Под таким названием 14 марта в рамках районного объединения школьных библиотекарей прошло открытое внеклассное занятие для учащихся 7 класса Сорокинской общеобразовательной школы №3.
Библиотекари Мейер Анжелика Владимировна и Русеева Ирина Ильинична пригласили школьников в литературную мастерскую. Цель работы состояла в следующем: обратиться к рассказу А. П. Платонова «Юшка», осмыслить проблемы, которые поднимает автор в рассказе, соотнести их с нашей сегодняшней жизнью, раскрыть аналитические и творческие способности в командной работе.
Библиотекарями был предложен интересный для ребят метод осмысления произведения - прием «шести шляп критического мышления», или «шесть думающих шляп», как их еще называют, это авторская методика британского психолога Эдварда де Боно.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего, складывается наиболее полная картина.
Следуя данному методу, работа с детьми была построена следующим образом. Ребята были разделены на шесть групп. У каждой из команд свой цвет шляпы, а это означает своё задание. Например, у команды «Белая шляпа» - изложить основные факты, события рассказа, составить портретную характеристику героев, а у команды «Желтая шляпа» - увидеть все положительное в произведении, «Зеленая шляпа» -работа с творческим заданием: на листке бумаги рисовали «слепое сердце», на другом листке, представляли, как выглядит большое доброе сердце Юшки и т.д.
После объяснения поставленной задачи, участники оперативно приступили к обсуждению вопросов в своих микрогруппах, и здесь мы оказались свидетелями настоящего «мозгового штурма»! Ребята, как настоящие литературоведы, давали характеристику героям и их поступкам, делились впечатлениями о прочитанном, рассуждали о том, чему учит этот рассказ, ставили проблему и искали пути её решения. Каждый желал участвовать в дискуссии и дополнять ответы других команд.
На этапе рефлексии подростки писали свои пожелания на маленьких сердечках и прикрепляли их к большому сердцу Юшки, чтобы он «почувствовал» нашу любовь и сострадание к нему.
Завершился урок формулой жизни по А.Платонову:
(стихотворение Елены Туррка)
Благодарить?
Благодарить...
За боль?
За боль еще важнее!
Простить обидчика?
Простить...
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги...
Поднять упавшего?
Поднять...Он твой собрат. Один из многих.
Благословить?
Благословить...
И проклинающих?
Их тоже...
Любить жестокий мир?
Любить...
Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...
Библиотекари пожелали ребятам, чтобы эта формула жизни писателя нашла отклик и в их жизни.
Главный библиотекарь, А. В. Мейер |