27 января в районной библиотеке в рамках патриотического квилта «Бессмертие и сила Ленинграда» для студентов Ишимского многопрофильного техникума (отделения с. Б. Сорокино) проведена презентация выставки-экспозиции «Символы блокадного Ленинграда».
Презентацию провела библиограф Наталья Ханжина.
Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять.
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.
Со строк этого стихотворения началось представление символа надежды и жизни блокадного Ленинграда – хлеба, святого черного блокадного хлеба. Студентам рассказали о том, какой страшный голод пережили ленинградцы, о том, что входило в состав хлеба в блокадные годы. Хлеб навсегда останется символом блокады, не потому что у него была необычная рецептура, а потому что хлеб для ленинградцев был пропуском в мир живых.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.
Было рассказано о ледовой трассе через Ладожское озеро, которая была единственной связью блокадного города с большой землей. «Дорога жизни» так назвали ледовую трассу ленинградцы. «Дорога жизни» стала пульсом Ленинграда, по которой в осажденный Ленинград было доставлено свыше 360 тонн продовольствия, топлива, боеприпасов. Эвакуировано из города свыше полутора миллионов жителей.
Под звуки метронома, представленного на выставке для присутствующих прочли стихи Ольги Берггольц, ленинградской поэтессы. Почти на протяжении всех 900 дней блокады она читала любимому городу стихи, подбадривала его, утешала, вливала в него новые силы. В истории Ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии.
О том, что в холодные месяцы в блокадном Ленинграде детские санки стали основным транспортным средством в виду того, что трамваи и троллейбусы в городе стояли из-за дефицита электроэнергии, студенты также узнали на этом мероприятии. На санках перевозили вещи, на них везли и детей, и истощенных от голода взрослых, их использовали для перевозки погибших и умерших к местам захоронений.
Продемонстрировали гостям мероприятия коптилку. Из-за отсутствия электроэнергии в домах блокадников отсутствовало освещение. Осветить свои жилища ленинградцы пытались с помощью коптилок. Коптилки делались из любых маленьких баночек, наливали керосин или другую горючую жидкость, зажигали фитиль.
Подводя итог вышесказанному, было отмечено, что, несмотря на все тяготы жизни, страдания: голод, холод, немыслимые ужасные условия выживания, город жил. В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской.
9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение.
Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый, а оказалось, что город жив, и вряд ли им удастся его сломить. Симфония Шостаковича стала символом стойкости и самоотверженности ленинградцев.
На выставке были представлены и другие символы блокадного Ленинграда, однако среди всех упомянутых, главным символом остаются его жители-ленинградцы. Пережившие многое и прошедшие адские, нечеловеческие испытания, являя собой символ мужества, самоотверженности и героизма.
На мероприятии студенты узнали много нового о блокадном Ленинграде. Никто не остался равнодушным. В ходе беседы молодые люди активно задавали интересующие их вопросы, на которые получали компетентные ответы и смогли ознакомиться с информационными материалами: буклетами, памятками по заданной теме.
Библиограф: Н.Ханжина
|