Под таким названием, 14 ноября, в рамках социального дня, на базе 3 школы состоялась встреча библиотекаря А. В. Мейер с учащимися школы.
К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть, но многие из них отмечают, что совесть мешает им жить по законам современного общества. С целью формирования умения критически относиться к себе, давать честную оценку своим поступкам, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, была выбрана такая тема. На протяжении беседы, «красной нитью» прошло обсуждение понятий, что такое совесть, стыд, раскаяние, прощение.
Дискуссируя о совести, пришли к мнению, что совесть – это «внутренний компас» человека. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло. «Но почему тогда люди все же совершают плохие поступки?..», - пытались разобраться ребята. «Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь…», - пояснила подросткам библиотекарь.
Как не попасть в сети зла…Анжелика Владимировна показала наглядно, продемонстрировав небольшой эксперимент. Ребятам нужно было поставить руку перед собой и обратить внимание на пальцы. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Человек впускает его в себя. Это – первый пальчик. Человек растёт, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. Сжали пальцы в кулак. Человек становится злым и агрессивным. Ему хочется ударить кого-то. Далее ведущая попросила показать, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? А вы уже догадались?!..Верно, в самом начале, на мизинце. А чтобы этого не произошло, нужно поставить надежный щит на пути зла – совесть.
Затем перешли к обсуждению рассказа «Осколки сердца», подростки активно делились своими взглядами на поступок главного героя, отождествляли себя с ним и проецировали сложившуюся ситуацию на себя. Ко всему, пробовали строить формулу совести, т. е из каких ключевых слагаемых она состоит. Посовещавшись, дети вывели свою формулу: СОВЕСТЬ = Я + МОИ ПОСТУПКИ + ЛЮДИ +ОБЩЕСТВО.
В завершении занятия библиотекарь обратилась к ребятам с вопросом, если бы им предложили нарисовать совесть, как бы она выглядела, на что была похожа… В своих ответах подростки сравнивали совесть с чистым небом, открытым сердцем…А еще совесть похожа на яркий огонек, который светит в душе у человека. Когда человек советуется с совестью, тогда огонёк горит ярко. В подтверждении своих слов, ведущая вместе с детьми зажгла «свечу совести», ребята взяли в руки зажженную свечу и, передавая ее по кругу, желали друг другу что-то хорошее, обращались с добрыми наставлениями.
После мероприятия ребята расходились с твердой уверенностью: нужно прислушиваться к голосу своего сердца и поступать по совести…
Главный библиотекарь, Анжелика Мейер |