13 декабря в Калиновской сельской библиотеке прошел краеведческий час на тему «Национальный костюм - наследие моего народа». Библиотекарь Ольга Шатунова поведала участникам мероприятия интересный рассказ об одном из видов мордовского народного творчества, о мордовских узорах на мордовской одежде.
Рубаха - (панар) главный компонент женского костюма у Мокшанки. Покрой рубахи - туникообразный. Её стан состоит из двух сшитых полотнищ, перегнутых пополам. В центре вдоль шва оставались два разреза, один глубокий, треугольный - для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава без клиньев равнялись ширине холста, их максимальная длина была чуть ниже локтя. Под рукавами вшивались квадратные ластовицы. Дополняла рубаху (панар) обильная вышивка. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием Мордовских девушек, за которым проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. Мокшанки расшивали свою одежду шерстяными нитями, окрашенными только растительными красками в глубокие тона, зеленого, синего и черного цветов.
Мордовская вышивка, очень тонкая ручная работа. Начинали вышивку с черного цвета с плеч к низу, кроме вышивки на подол платья пришивали тонкую кайму. Чем богаче хозяйка - тем богаче кайма и подол. В мордовской вышивке встречаются и звезды, и квадраты, и ступенчатые ромбы.
В окружающих животном и растительном мирах видели мордовские мастерицы защиту от злых духов, и в составлении узоров часто использовали растительные мотивы или изображения частей тела животных.
Черный цвет-мать земля, зеленый - цвет леса, который тоже кормит. Красный цвет солнца и огня, это радость, счастливая жизнь. Вместе с этим красный цвет защищал от злых духов.
По украшениям рубахи «панара» можно было узнать не только о возрасте владелицы, но и о счастливых переменах в судьбе. Рубаху с шестью узорными полосками вышивки носили по праздникам только девушки. Если девушка надевала рубаху с четырьмя полосами, то это означало, что она уже невеста. Подвенечная рубаха «шуваня щам» - тонкая рубаха, которую после свадьбы молодая жена надевала только по праздникам, была самой красивой, сшитая из белого тонкого полотна и обильно украшенная вышивкой, она считалась после венчания священной и целебной, ею накрывали больных младенцев.
В итоге встречи всем участникам было предложено разукрасить деревянный медальон – оберег с символами мордовской вышивки на память о встрече.
Библиотекарь: О. Д. Шатунова
|